Втулки подшипниковые

Втулки подшипниковые цельные

Толстостенные цельные втулки (гладкие цилиндрические или с буртом) выполняют целиком из чугуна, бронзы или из иных антифрикционных сплавов. Втулки биметаллические (цельные или разъемные, гладкие или с буртами) состоят обычно из относительно толстой стальной цилиндрической основы, на внутреннюю поверхность и на торцы которой нанесен тонкий антифрикционный слой. Размеры их, как правило, нормализированы. Смазываются жидкими или пластичными смазочными материалами в зависимости от условий работы. Изготавливаются централизованно. Находят широкое применение в узлах трения машин многих типов.

Втулки подшипниковые цельные

Конструктивные параметры цельных втулок

L=(0,6…1,2)d

D=(1,1…1,3)d для тонкостенных втулок

D=(1,2…1,6)d для толстостенных втулок

d1=(1,3…2)d

d2=(0,9…0,95)d

B=(0,1…0,3)d

s=(0,02…0,03)d

l=0,7L

c=(0,2…0,3)L

Втулки подшипниковые разъемные

Тонкостенные разъемные втулки выполняют из специальной биметаллической стальной ленты с тонким антифрикционным (обычно баббитовым) слоем. Устанавливаются втулки в корпусе с небольшим натягом, от проворота удерживаются специальными выступами. Смазываются жидкими маслами, подаваемыми под давлением. Изготовляются централизованно. Применяются в узлах трения двигателей внутреннего сгорания и других машинах.

Сварные штампованные (из биметаллической ленты)

Втулки сварные штампованные (из биметаллической ленты)

Разъёмные

Втулки подшипниковые разъемные

Конструктивные параметры разъёмных втулок

L=(0,6…1,2)d

D=1,3d

s=(0,02…0,03)d

l=0,7L

c=(0,2…0,3)L

Форма рабочих поверхностей подшипниковых втулок.

Легко- и средненагруженные втулки выполняют с цилиндрическими рабочими поверхностями. Смазочный материал подается с двух сторон в канавки, расположенные посредине втулки в плоскости. перпендикулярной действию нагрузки. Для большей технологичности и улучшения условий поступления масла в рабочую зону маслозаборные канавки выполняют радиусными со слегка скругленными кромками. Тяжелонагруженные втулки имеют цилиндрическую форму рабочих поверхностей и глубокие карманы, у которых для обеспечения надежного жидкостного трения делают на входе и выходе специальные маслозаборные скосы. Кроме обеспечения смазочным материалом рабочей зоны карманы способствуют охлаждению шейки вала, отводя тепло в протекающее масло. Особо тяжелонагруженные подшипники имеют расточку из двух взаимно смещенных в разные стороны центров. Высокооборотные тяжелонагруженные подшипники для подавления самовозбуждающихся колебаний валов имеют «лимонную» расточку, выполняемую из двух взаимно встречносмещенных центров. Смазывание непрерывное под давлением.

Рабочие поверхности высокооборотных паровых турбин («лимонная» расточка)

Рабочие поверхности высокооборотных паровых турбин ("лимонная" расточка)

Номинальный диаметр d,
мм

Толщина прокладки s,
мм

Радиальный зазор

Вертикальный δ1

Горизонтальный δ2

100

0,4

0,06…0,08

0,26…0,28

200

0,7

0,12…0,15

0,47…0,50

300

0,8

0,15…0,20

0,55…0,60

400

1,0

0,20…0,25

0,70…0,75

500

1,2

0,25…0,30

0,85…0,90

Профиль смазочного кармана

RK≈(0,2…0,3)d

β≈13…30°

t≈(0,015…0,025)d

H=0,5d·sinβ

Рабочие поверхности тяжелонагруженных подшипников прокатных станов

Рабочие поверхности тяжелонагруженных подшипников прокатных станов

dном

Допуск на dном

Δ1

Δ2

r1

r2

s

200

+0,027

0

15,9

86,6

85,75

10,5

300

+0,030

0,1

16,4

136,1

139,11

11,3

400

+0,035

0,2

19,6

183,4

188,77

11,8

500

+0,042

0,2

20,0

233,0

238,87

11,8

600

+0,045

0,2

20,2

282,8

288,83

11,8

800

+0,052

0,3

26,9

377,1

388,43

12,4

1000

+0,060

0,3

27,2

476,8

488,34

12,4

Примечание:

В подшипниках металлорежущих станков растачивание по радиусу r2 может быть заменено тонким шабрением, обеспеспечивающим плавный переход сопрягаемых поверхностей по ширине участка r2.

Смазочные канавки

Смазочные канавки

d

C

r

t

a*

16…25

8

6

1

2,5

23…30

10

8

1

2,5

30…40

13

10

1,5

3,5

40…50

17

14

1,5

3,5

50…60

20

18

1,5

4

60…80

27

24

2

4

80…100

34

32

2

5

100…120

40

40

2

5

120…140

46

45

2,5

6

140…160

55

55

2,5

6

160…180

60

65

2,5

10

180…200

65

70

2,5

10

Примечание:

Для подшипников, фиксирующих вал в осевом направлении, размер «a» увеличивается вдвое.

Крепление антифрикционных слоев подшипниковых втулок

Антифрикционные слои из бронз и баббитов наносят методом центробежной заливки на предварительно, тщательно очищенные, обезжиренные и лишенные оксидной пленки поверхности втулки. Для более надежного крепления на внутренней поверхности втулок делают кольцевые пазы со скосами, удерживающими антифрикционный слой. Внутреннюю цилиндрическую поверхность втулок выполняют обычно с грубой обработкой (Rz = 40…26 мкм) или даже в виде поверхности с мелкой резьбой. В местах разъема для удержания антифрикционных слоев иногда предусматривают продольные пазы со скосами, как это показано на листе 335. Пластмассовые слои наносят обычно прессованием (рис. 2, в) на тщательно очищенные внутренние поверхности втулок, обработанные с Rz = 40…20 мкм. Возможно крепление антифрикционных пластмассовых слоев с помощью специальных клеев или на посадке (рис. 2, а, б). С целью сохранения размеров и формы отверстий пластмассовых втулок при их нагреве в антифрикционных слоях втулок делают специальные компенсационные продольные пазы для деформирующихся участков втулок.

Форма пазов для заливки баббитовых или бронзовых антифрикционных слоев

Форма пазов для заливки баббитовых или бронзовых антифрикционных слоев

Крепление пластмассовых втулок и слоев

Крепление на посадке или клеевое

Крепление пластмассовых втулок и слоев

Крепление прессованием

Крепление прессованием пластмассовых слоев и втулок