Шкивы по ГОСТ 20889-88 для приводных клиновых ремней

Профиль канавки шкива для клинового ремня

Шкивы по ГОСТ 20889-88 для приводных клиновых ремней

Условные обозначения:

Wp — расчетная ширина канавки шкива;

b — глубина канавки над расчетной шириной;

dp — расчетный диаметр шкива;

h — глубина канавки ниже расчетной ширины;

е — расстояние между осями канавок;

f — расстояние между осями крайней канавки и ближайшим торцом шкива;

α — угол канавки шкива;

de — наружный диаметр шкива;

r — радиус закругления верхней кромки канавки шкива;

М — ширина шкива.

Номинальные расчетные диаметры dp шкивов, мм:

50; (53); 56; (60); 63; (67); 71; (75); 80; (85); 90; (95); 100; (106); 112; (118); 125; (132); 140; (150); 160; (170); 180; (190); 200; (212); 224; (236); 250; (265); 280; (300); 315; (335); 355; (375); 400; (425); 450; 475; 500; (530); 560; (600); (620); 630; (670); 710; (750); 800; (850); 900; (950); 1000; (1060); 1120; (1180); 1250; (1320); 1400; (1500); 1600; (1700); 1800; (1900); 2000; (2120); 2240; (2360); 2500; (2650); (2800); (3000); (3150); (3550); (3750); (4000) мм.

Примечание. Размеры, указанные в скобках, применяются в технически обоснованных случаях.

Минимальный расчетный диаметр меньшего шкива передачи, мм

В табл. 1 указаны минимальные расчетные диаметры шкивов для клиновых ремней разных сечений. Уменьшение диаметров по сравнению с указанными в таблице недопустимо, так так это приведет к быстрому выходу ремня из строя.

Минимальный расчетный диаметр меньшего шкива клиноременной передачи

Размеры канавок шкивов для клиновых ремней

В табл. 2 приведены размеры, необходимые для изготовления канавок шкивов для клиновых ремней. Угол α клина канавки зависит от расчетного диаметра и изменяется в пределах от 34 (для шкивов малого диаметра для ремней сечений Z, А , В) до 40 (для шкивов большого диаметра).

Размеры канавок шкивов для клиновых ремней

Нормы точности для изготовления шкивов

В стандарте даются также нормы точности для изготовления шкивов:

  • допускаемое отклонение от номинального значения расчетного диаметра шкивов — по h11;
  • предельные отклонения угла канавки шкивов, обработанных резанием, должны быть не более:
    • ±1° — шкивов для ремней сечений Z, А. В;
    • ±30′ — шкивов для ремней сечений С, D, Е, ЕО.

Допуск биения конусной рабочей поверхности канавки шкива в заданном направлении на каждые 100 мм расчетного диаметра относительно оси должен быть не более:

  • 0,20 мм — при частоте вращения шкива до 8 с-1;
  • 0,15 мм — при частоте вращения шкива свыше 8 с-1 до 16 с-1;
  • 0,10 мм — при частоте вращения шкива свыше 16 с-1.

Значение параметра Ra шероховатости рабочих поверхностей канавок шкива должно быть не более 2,5 мкм.

Балансировка шкивов для клиновых ремней

Каждый шкив, работающий со скоростью свыше 5 м/с, должен быть сбалансирован. Допустимый дисбаланс:

  • 0.06 г•м — при скорости от 5 до 10 м/с;
  • 0,03 г•м — при скорости свыше 10 до 15 м/с;
  • 0,02 г•м — при скорости свыше 15 до 20 м/с;
  • 0.01 г•м — при скорости свыше 20 до 3о м/с.

Типы шкивов для клиновых ремней

В зависимости от конструкции различают шкивы типов 1…6 (рис. 1…6) и типов 7…9 (рис. 7…9).

Шкив типа 1 — монолитный с односторонней выступающей ступицей.

монолитный шкив с односторонней выступающей ступицей

Рис.1

Шкив типа 2 — монолитный с односторонней выточкой.

монолитный шкив с односторонней выточкой

Рис.2

Шкив типа 3 — монолитный с односторонней выточкой и выступающей ступицей.

монолитный шкив с односторонней выточкой и выступающей ступицей

Рис.3

Шкив типа 4 — с диском и ступицей, выступающей с одного торца обода.

шкив с диском и ступицей, выступающей с одного торца обода

Рис.4

Шкив типа 5 — с диском и ступицей, укороченной с одного торца обода.

шкив с диском и ступицей, укороченной с одного торца обода

Рис.5

Шкив типа 6 — с диском и ступицей, выступающей с одного и укороченной с другого торца обода.

шкив с диском и ступицей, выступающей с одного и укороченной с другого торца обода

Рис.6

Шкив типа 7 — со спицами и ступицей, выступающей с одного торца обода.

шкив со спицами и ступицей, выступающей с одного торца обода

Рис.7

Шкив типа 8 — со спицами и ступицей, укороченной с одного торца обода.

шкив со спицами и ступицей, укороченной с одного торца обода

Рис.8

Шкив типа 9 — со спицами и ступицей, выступающей с одного и укороченной с другого торца обода.

шкив со спицами и ступицей, выступающей с одного и укороченной с другого торца обода

Рис.9

Даны варианты исполнения посадочного отверстия (рис. 10):

  • цилиндрический,
  • конический со шпонкой,
  • конический.

варианты исполнения посадочного отверстия

Рис.10

Условное обозначение шкивов для приводных клиновых ремней

Приведены система условных обозначений шкивов и примеры условного обозначения шкива.

Схема построения условного обозначения шкивов

Схема построения условного обозначения шкивов

1 — тип шкива;

2 — сечение ремня;

3 — число канавок шкива;

4 — расчетный диаметр шкива;

5 — диаметр посадочного отверстия;

6 — марка материала;

7— обозначение стандарта на шкив.

Пример условного обозначения шкива для клиноременной передачи

Пример условного обозначения шкива для приводных клиновых ремней типа 1, с сечением А, с тремя канавками, расчетным диаметром dp = 224 мм, с цилиндрическим посадочным отверстием d1 = 28 мм, из чугуна марки СЧ20 по ГОСТ 1412 -85:

Шкив 1А 3.224.28.СЧ20 ГОСТ 20889-88.

То же, с коническим посадочным отверстием:

Шкив 1А 3.224.28.К.СЧ20 ГОСТ 20889-88.

Шкивы тонкостенные клиноременных передач

Задача уменьшения массы и моментов инерции клиноременных шкивов решается изготовлением этих шкивов из тонкой листовой стали штамповкой и сваркой. Подобные шкивы (сварные и сборные) (рис. 11…16) получили в настоящее время широкое распространение. Конструкция сварного шкива дана также в разделе сварных соединений. Конструкция сборного шкива (рис. 14) позволяет изменением числа проставок (дисков) менять диаметр.

Шкивы тонкостенные клиноременных передач