Примеры соединений стандартными шпонками.
Для удобства установки детали на вал со шпонкой при посадках с натягами целесообразно делать на валах со стороны запрессовки направляющий конус (рис. 1) или конец вала дополнительно прошлифовывать с допуском h8 или f8 или 9-го квалитета (рис. 2).
На конических шейках шпонка может располагаться либо параллельно оси вала, либо параллельно образующей конуса (рис. 3). Первый вариант технологичнее, при втором — условия нагружения шпонки лучше.
Соединение сегментными шпонками показано на рис. 4. Зубчатое колесо вала отбора мощности установлено на шпонке меньшего сечения. В сечении Б-Б показано соединение зубчатого колеса с валом, на котором остались следы от выхода фрезы при фрезеровании шлицев.
Направляющая шпонка, закрепленная винтами на валу, показана на рис. 5. Для уменьшения износа подвижное соединение выполнено на двух шпонках . На рисунках показаны посадки шпонок.
Примеры специальных шпоночных соединений.
Установка деталей на скользящие шпонки показана на рис. 6 и 7. В этих конструкциях шпонка, закрепленная во втулке, скользит по пазу вала. Подвижными могут быть или вал, или втулка. Скользящие шпонки целесообразно применять в конструкциях, обеспечивающих большое осевое перемещение деталей. На чертеже приведены рекомендуемые посадки шпонок в пазы вала и втулки.
Зубчатое колесо (рис. 8) закреплено на валу цилиндрическими шпонками. Осевое перемещение предотвращается посадкой с натягом. Применение цилиндрических шпонок упрощает технологию изготовления шпоночных пазов (в случае расположения деталей на концах коротких валов).
На рис.9 показаны соединения с использованием шпонок специального профиля. На рис. 9,б показана конфигурация шпонки.
Торцовое шпоночное соединение шпинделя и оправки фрезерного станка (рис. 10) обеспечивает передачу большого крутящего момента.