Содержание
Зубчатые коробки передач предназначены для ступенчатого изменения частоты вращения выходного вала. Коробки передач классифицируют по способу переключения передач, по числу ступеней и валов. Различают коробки с передвижными зубчатыми колесами, муфтами, сменными зубчатыми колесами, двухвальные и многовальные.
Основные требования, предъявляемые к коробкам передач — обеспечить заданный ряд частот вращения ведомого вала, высокий КПД, малые габариты, легкость управления, сборки и регулировки.
Классификация коробок передач
Коробки передач классифицируются по нескольким признакам.
По способу передачи потока мощности
- Механические — коробки передач, в которых используются механические передачи (как правило — зубчатые).
- С соосными валами — выполнены с использованием цилиндрических и конических зубчатых передач.
- Планетарные — выполнены с использованием планетарных рядов.
- Гидромеханические — коробки передач, в которых механические передачи (как правило, планетарные ряды) используются в сочетании с гидравлической передачей (гидромуфта, гидротрансформатор).
- Вариаторные в основе имеют бесступенчатую механическую фрикционную передачу — вариатор, часто в сочетании с гидромуфтой и планетарными или простыми шестеренчатыми передачами.
Классификация коробок передач с соосными валами
По числу основных валов с шестернями:
- двухвальные с одной ступенью зацепления оси — наиболее просты, но не имеют прямой передачи (большинство переднеприводных и некоторые заднемоторные автомобили)
- трёхвальные с двумя ступенями зацепления:
- соосные — первичный и вторичный вал соосны — имеют прямую передачу, характеризуются уменьшенным поперечным габаритом, но увеличенным (несущественно) продольным (большинство заднеприводных автомобилей), позволяют получить в тех же габаритах больший диапазон редуцирования за счёт последовательного преобразования момента
- с несоосными валами — не имеют прямой передачи (раздаточные коробки полноприводных автомобилей, КПП тракторов)
- многовальные с переменным числом зацеплений — позволяют получать большое число передач (КПП тракторов, коробки скоростей и подач токарных станков)
- многовальные с последовательным редуцированием — фактически объединяют в себе несколько последовательно включённых КПП (нашли применение на тракторах и бронетехнике, на станочном оборудовании)
- безвальные КП
- соосные безвальные КП
- несоосные безвальные КП
По числу ходов (подвижных шестерён-кареток или муфт): двух-, трёх-, четырёх- и пятиходовые.
По способу переключения ступеней:
- с подвижными шестернями-каретками (только прямозубые). Применяются там, где переключение осуществляется при остановленных валах (станки, понижающие редукторы тракторов);
- с торцевыми кулачковыми муфтами и шестернями постоянного зацепления (старые типы тракторов, мотоциклы, многоступенчатые КПП спортивных автомобилей)
- с постоянным зацеплением шестерён и переключением с помощью зубчатых муфт:
- без синхронизаторов (раздаточные коробки современных автомобилей)
- с синхронизаторами
- с фрикционным включением ступеней — подавляющее большинство гидромеханических КПП, ходоуменьшители тракторов, реверс редукторы на речных судах
- с включением ступеней инерционными или центробежными муфтами.
Классификация планетарных коробок передач
По числу степеней свободы при выключении всех фрикционных устройств:
- с двумя степенями свободы;
- с тремя степенями свободы;
- с четырьмя и более степенями свободы.
По типу используемых планетарных рядов: КП с эпициклическими и с присоединёнными планетарными рядами внешнего или внутреннего зацепления.
Принцип работы
Принцип работы механической коробки передач сводится к кинематическому соединению на различных ступенях входного и выходного валов различными комбинациями шестерен с разными передаточными числами.
Валы и шестерни
Любая коробка передач представляет собой набор расположенных в едином корпусе параллельных валов с расположенными на них шестернями.
В трёхвальной КП автомобиля классической компоновки имеются первичный, вторичный и промежуточный валы.
- Первичный (ведущий) вал через сцепление соединяется с маховиком двигателя.
- Вторичный (ведомый) вал жёстко соединён с карданным валом.
- Промежуточный вал служит для передачи вращения от первичного вала вторичному.
Первичный и вторичный валы расположены последовательно, вторичный опирается при этом на подшипник, установленный в хвостовике первичного. Жёсткой связи они не имеют и вращаются независимо друг от друга. Промежуточный вал расположен под первичным и вторичным валами параллельно им, нередко со смещением вбок.
На первичном валу находится ведущая шестерня, приводящая промежуточный вал в движение. На промежуточном валу расположен блок шестерён, шестерни которого жестко соединены с валом и часто изготавливаются как единое целое с ним. Чтобы уменьшить шумность работы, шестерни обычно делают косозубыми. На вторичном валу расположены ведомые шестерни, которые могут находиться на шлицах вала и перемещаться по ним, либо вращаются на ступицах, в этом случае их продольное перемещение исключено, а передача включается путём подключения шестерни к валу скользящей муфтой, часто снабженной механизмом, выравнивающим угловые скорости вала и шестерни — синхронизатором. В несинхронизированных КП спортивных автомобилей или спецтехники для этой же цели часто используются кулачковые муфты.
Переключение передач
Для переключения между ступенями коробки передач используется сцепление — фрикционная муфта с управлением от педали (как правило), обеспечивающая полное разобщение коробки передач с двигателем, что прекращает передачу через неё крутящего момента и позволяет водителю с приемлемыми затратами сил сдвинуть с места шестерни или муфты переключения передач, тем самым изменяя передаточное число трансмиссии, а также — плавное, безударное подсоединение коробки передач к двигателю, что также позволяет плавно трогаться с места — скорость первичного вала при этом ниже, чем у коленчатого вала двигателя за счёт проскальзывания сцепления до момента его полного включения.
Синхронизаторы
Для безударного включения передач используются синхронизаторы, уравнивающие окружную скорость шестерни и муфты включения и не дающие муфте заблокировать шестерню, пока их скорости не сравняются.
Скорость автомобиля при движении на передаче с заданным передаточным числом
Скорость автомобиля при движении на передаче с заданным передаточным числом i определяется по формуле:
, где:
- — скорость автомобиля [км/ч];
- — число оборотов двигателя [об/мин];
- — радиус качения колеса [м];
- — путь, пройденный автомобилем [м];
- — число оборотов колеса на определённом отрезке пути [шт];
- — передаточное число главной передачи;
Примеры конструкций и элементы коробок передач
- Коробка передач токарного станка 1Э610
- Коробка передач с электромагнитными муфтами
- Коробка передач автомобиля КамАЗ-5320
- Коробка передач с дифференциалом автомобиля Москвич-2141
- Схемы расположения зубчатых колес в коробках передач
- Схемы переключения передвижных зубчатых колес
- Сопряжения передвижных зубчатых колес с механизмами управления
- Приводы ползунов-вилок механизмов управления
- Оси, скалки, промежуточные валы механизмов управления.
- Рукоятки с фиксацией
- Механизм передвижения зубчатых колес
- Блокировочные устройства
- Ручки
- Ступицы рукояток
- Стержни рукояток под шариковые ручки
- Маховички